Что такое Дедлайн?

Что такое Дедлайн?

В сфере информационных технологий термин дедлайн хорошо известен и достаточно часто применяется. Однако это не один из тех терминов, которые интуитивно понятны. Поэтому в рамках данного обзора рассмотрим что означает дедлайн, какие у него плюсы и минусы, какие особенности с ним связаны, а также каких советов стоит придерживаться.

 

Дедлайн это

Что такое Дедлайн?

Дедлайн (deadline) - это крайний срок выполнения задачи или проекта, определённый момент времени, к которому должна быть достигнута определённая цель.

Для чего нужен дедлайн? Суть в том, что крайний срок позволяет ограничить возможности для откладывания дел и тому подобного. Плюс, у всех участников существует понимание какой-то примерной даты выполнения задачи (всякое же бывает, поэтому примерной даты). Не говоря уже о таких вещах, как перфекционизм (стремление сделать идеально, отрицание возможности недостатков), который легко может безостановочно увеличивать любые сроки, по той простой причине "что нет предела совершенству".

Небольшой пример для понимания. Допустим, фрилансер Коля получил проект от некоего Мефодия. Если какого-то дедлайна у проекта нет, то для чего торопиться или пытаться укладываться в сроки, которых в общем-то и нет? Скажем, проект в среднем выполняется за месяц. Что-нибудь случится, если делать его месяц и одну неделю? Нет, время же не оговорено. А пару месяцев? Мефодий разве что будет раздосадован, но время то же не оговорено.

Собственно, чтобы не страдать подобными вещами, обычно и вводится некий дедлайн.

 

Плюсы и минусы дедлайнов

Плюсы дедлайнов:

1. Мотивация делать. Суть: "Если что-то можно растянуть, то зачем торопиться?". А вот с дедлайнами так не получится.

2. Понимание сроков. Абстрактное "как только, так сразу" это абстрактное "как только, так сразу". А если у вас, скажем, существуют задачи, зависящие от текущих задач, то как вы их будете планировать? Дедлайны же позволяют хоть как-то ориентироваться во времени (всегда нужно понимать, что бывают задержки по времени, поэтому и "хоть как-то").

3. Выше вероятность завершения задачи или проекта. Если что-то можно делать бесконечно, то это может делаться бесконечно. Дедлайны убирают этот фактор, так как появляется какая-то конкретика. Соответственно, возрастает и вероятность завершения задачи. Кроме того, та же мотивация не позволяет расслабляться.

4. Дедлайны повышают значимость. Далеко не каждый может делать в стиле "просто потому, что ему хочется делать". Сам фактор ограниченности делает задачу более весомой, ровно как и её достижение.

Минусы дедлайнов:

1. Если вы не успеваете к дедлайну, то это может приводить к возникновению проблем. К конфликтам и недовольству, к финансовым потерям и тому подобному.

2. Стресс. Представьте себе абсолютно любую задачу и что её можно сделать к любому моменту. А теперь представьте, что эту задачу нужно сделать за месяц, затем за неделю, затем за час. Почувствовали разницу? Фактор ограниченности увеличивает стресс. И чем ближе срок, тем больше стресс.

3. Нужно уметь выставлять дедлайны. Слишком большие промежутки времени могут сильно расслаблять, а слишком короткие изрядно повышать планку стресса.

4. Возможное снижение качества из-за приближающегося дедлайна. Чем ближе срок окончания, тем больше стресс и желание успеть вовремя. Это те условия, чтобы делать что-то идеально и, как говорится, с душой? Вряд ли. Человек в таких условиях старается просто успеть, из-за чего, собственно, и может сильно страдать качество.

5. Дедлайны и идеально это две несовместимые вещи. Добиваться чего-то идеального можно бесконечно (сделать интерфейс чуть лучше или добавить полезных фишек - это дело, которое можно делать безостановочно). Дедлайны же подразумевают какие-то сроки и, соответственно, баланс между временем и качеством. Не сложно заметить, что это две несовместимые вещи.

Примечание: Это не значит, что не нужно стараться делать хорошо, просто реальность никто не отменял. Если у вас, скажем, месяц для решения задачи, то вы можете постараться, но задачу-то всё равно нужно успеть сделать за месяц.

Кстати, обзоры в тему Сочетание функциональности и интерфейса, а также Что лучше небольшие или сложные программы?

 

Дедлайн: советы и особенности

Теперь рассмотрим ряд советов и особенностей, связанных с дедлайнами.

1. Старайтесь не откладывать дела. Достаточно частая проблема: "Выставил сроки, теперь можно и отдохнуть!". То, что вы определили дедлайн, это не повод расслабляться. Важно понимать, что чем ближе дата окончания, тем более ценным может быть время. К примеру, а что если возникнут неожиданности? Время же не резиновое. Поэтому тут лучше придерживаться тактики "Сразу сделать побольше, но зато потом спокойно и не торопясь доделывать", а не тактики "Расслабиться и потенциально обеспечить себе бессонные ночи с кофемашиной в обнимку".

2. Старайтесь добавлять запас времени и не делать дедлайны впритык. Уверенность в своих силах это всегда похвально, но только в жизни бывает разное, поэтому запас времени попросту должен быть. Вот что вы будете делать, если при плотном графике у вас возникнут неожиданные дела? Бегать по потолку в обнимку с подушкой? Тут важно понимать, что если чего, то проект всегда можно сдать и пораньше с фразой в стиле "Ваш проект был таким интересным, что увлекся и сделал быстрее!", тем самым обрадовав клиента и получив плюсик в карму (хотя, по факту, вы просто уложились в срок, но клиент же об этом не знает).

Примечание: Важно понимать, что не каждый клиент может адекватно понимать необходимость запаса времени. Поэтому если вы ему расскажите, что у вас был запас времени, то в следующий раз он попросту будет "канючить". А если у вас что-то случится из-за того, что вы не сделали запас времени, то шишки достанутся вам и тот же "канючащий клиент с невинным взглядом котика" будет говорить вам, что вы "редиска".

3. Составляйте планы выполнения дел. Дедлайн это не только палка для отпугивания лени. Дедлайн подразумевает, что вам необходимо распланировать свои дела так, чтобы уложиться в нужное время. Поэтому даже если это будет обычный чек-лист списка дел, то это будет гораздо лучше, чем ничего.

4. Если вы понимаете, что можете не уложиться в дедлайн, то поговорите с клиентом. Суть в том, что не только вы что-то ожидаете от какой-то даты, но и клиент. У него могут быть свои планы, у него могут быть зависимые от данного проекта задачи и так далее. Поэтому если вы обговорите проблему заранее, то и у клиента появится возможность что-то сделать. Когда же вы ставите клиента перед фактом, то ему остаётся только негодовать.

5. Дедлайн должен быть обоснованным. Дедлайн это не то, что должно быть в стиле "пальцем в небо". Должно быть как минимум понимание выполнимости задачи. Простыми словами что задачу, в принципе, можно сделать к заданному сроку. Или ещё пример. Скажем, слишком сжатые сроки должны подразумевать под собой какие-то реальные причины, а не просто желание клиента (клиент всегда будет хотеть "чем раньше, тем лучше"). Иными словами, вы всегда должны чётко понимать почему дедлайн именно такой, какой задали.

Также вам могут быть интересны обзоры:

1. Как создавать крутые программы и сайты?

2. Чтобы что-то делать, нужно понимать что делать.

3. Почему в ИТ мелочи могут требовать много времени и сил?

4. Почему тестирование это куча времени?

5. Быстрое решение, стоит ли его применять?

Понравилась заметка? Тогда время подписываться в социальных сетях и делать репосты!

☕ Понравился обзор? Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий / отзыв

Комментарий - это вежливое и наполненное смыслом сообщение (правила).



* Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Присоединяйтесь
 

 

Программы (Freeware, OpenSource...)